Поиск по высокой траве
Предыдущая
ПРОИЗВОЛЬНО
Степень сохранности монет
Следующая
Находки

Змеевик – интереснейшая и очень нечастая находка кладоискателя. Информативности этих артефактов могут позавидовать даже монеты. Среди историков-археологов амулеты-змеевики рассматриваются как прекрасные примеры христианско-языческого двоеверия. К сожалению, у большинства популяризаторов нашей средневековой истории, как-то не доходят руки до освещения в своих работах этой важной и весьма не однозначной темы. Начинаются сказки о неведомых древних цивилизациях, да о богобоязненных православных славянах. Проходят писатели мимо поучений против двоеверия писанных средневековыми монахами русских монастырей, мимо неоднократных упоминаний западных авторов о чрезвычайно своеобразном русском христианстве. Не замечают обнаруженных археологами материальных свидетельств, о таком явлении в нашей культуре и религии как двоеверии. Само собой, научных работ посвящённых двоеверию в средневековой Руси хватает, да только многие ли из них попадают в руки обычных людей, не историков и археологов? Нагляднейшим тому подтверждением, без сомнения можно считать как раз амулеты-змеевики.

Считается, что змеевики носились поверх одежды и находят их в основном в тех местах, где когда-то располагались города или хотя бы значительные для того времени поселения. Хотя змеевик можно поднять далеко не только в крупных населённых пунктах. Дата их появления довольно расплывчата и неопределённа: появляются они в 11 – 12 веках (в некоторых сведениях в 10 веке), продолжают бытовать вплоть до 16 века. Известно так же, что нередко и в более позднее время копировались, возможно просто механически, ранние образцы. По мнению специалистов это свидетельствует о том, что данный тип амулетов высоко ценился и был очень популярен на протяжении многих столетий.

Вообще амулеты-змеевики связывают с княжеско-боярскими кругами, но ведь науке сегодня отлично известны не только образцы, выполненные из золота или серебра, но так же изготовленные из меди и бронзы. Учитывая популярность змеевиков, почему бы их не носить и простым людям, не говоря уж о дружинниках и купцах.

Древнерусский амулет-змеевик. Бронза.

Учёные полагают, исходная форма пришла к нам из Византии, так как на змеевиках преобладают греческие надписи с заклинанием от чёрной немочи («истеры»), что переводилось на тогдашний русский язык словом ДЪН – «нутро», «внутренность», «утроба». На лицевой стороне изображался, какой либо христианский сюжет: Михаил архангел, Богородица, змееборец Фёдор Тирон, Фёдор Стратилат, целители Козьма и Дамиан, Борис и Глеб, распятие и т.д. Вокруг христианских изображений по внешней окружности змеевика идёт надпись, в русском варианте выглядящая так: СТЪ СТЪ СТЪ ГЬ САВАОФ ИСПОЛНЬ НБО И ЗЕМЛЯ СЛАВ ТВО, что значит: Свят, свят, свят господь Саваоф; исполнены небо и земля славы твоей! Правда надпись была, как правило, на греческом языке с аббревиатурами.

Выходит, что таким образом изображение того или иного христианского персонажа оказывалось вторичным по отношению к такой всеобъемлющей мощнейшей круговой надписи, которая была прямо обращена к повелителю всего сущего, всего макрокосма в понимании тогдашнего человека. Находящийся по центру образ святого, говоря современным языком, определял лишь специфику той помощи, которой ожидал носитель амулета. Это был или только целитель или борец со злом, олицетворённым в виде змея, или же тот, кто мог обеспечить победу в битве.

Комментарии
Оставить отзыв

Оставить отзыв